Сенсорная интеграция

метод сенсорной интеграции
Занятия по сенсорной интеграции
Современные взгляды специалистов на проблему отклоняющегося развития в детском возрасте значительно видоизменились в последнее десятилетие. Такие дети рассматриваются, прежде всего, с точки зрения расстройств восприятия, дефектов сенсорных (воспринимающих) систем, в результате чего страдает формирование так называемого адаптивного ответа, а значит - нарушаются связи, как с окружающей средой, так и со своим телом.

Мозг таких детей не интегрирует ощущения, и его развитие значительно искажается. Причина может лежать в нарушении сенсорной интеграции и формирования сенсорных систем (тактильной, зрительной, вестибулярной и др.) в процессе онтогенеза, еще в эмбриональном периоде. Соответственно, коррекция данных нарушений должна учитывать онтогенетические (возрастные или временные) периоды, в которых могли произойти эти искажения, и быть направлена на формирование биологически правильного стереотипа.

Мы привыкли думать, что ребенок учится ощущать свое тело, ориентироваться в пространстве, пользоваться тактильной (кожной) чувствительностью не нуждаясь в специальном обучении. Действительно, большинство людей в раннем возрасте незаметно научаются объединять свои чувства (зрительное, слуховое восприятие) и ощущения собственного тела, чтобы получать представление об окружающем мире. Дети с аутизмом сталкиваются с проблемами обучения этим навыкам (ощущать свое тело, ориентироваться в пространстве, пользоваться тактильной-кожной чувствительностью).

Что такое сенсорная интеграция и на чем она основывается

Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что такой ребенок либо чересчур, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Нередко ребенок либо неполноценно ощущает собственное тело (страдает глубокая-проприоцептивная - чувствительность, ребенок не чувствует, что происходит с его телом; может быть ослаблена или наоборот ненормально обострена тактильная-кожная чувствительность – тогда ребенок может болезненно воспринимать даже прикосновение обычной одежды).

ребенок на занятии по развитии координации
ребенок на занятии по развитии координации
ребенок на занятии по развитии координации

Ребенок не получает полноценных пространственных восприятий, может быть сильно ослаблена вестибулярная чувствительность. Жизнь в таком состоянии требует больших энергетических затрат и сопровождается страхами, ребенку тяжело жить. Пока ребенок не научится справляться с собственным телом, дальнейшее его развитие и общение с окружением будут заблокированы. Цель сенсорной интеграции – ликвидировать этот дефицит, совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию таким образом, чтобы ребенок начал лучше коммуницировать в повседневной жизни.

Как проходят занятия в нашем детском центре

Под руководством специалиста в оборудованном специальными снарядами и приспособлениями помещении проводятся сеансы, направленные на тренировку отстающих сенсорных систем с особым акцентом на активизацию и развитие «телесной» чувствительности, а также на взаимодействие сенсорных систем.

Примеры упражнений сенсорной интеграции:

Раскачивание в гамаке, на качелях, тренировка равновесия при движении на тележке – вестибулярная чувствительность, ориентация в пространстве, равновесие.

Танец и другие упражнения под музыку – взаимодействие слуховой и моторной систем, ритм.

Погружение тела в емкость, наполненную фасолью, обкладывание мешочками, наполненными песком, – стимуляция глубокой-проприоцептивной чувствительности (благодаря воздействию тяжести, давления) и поверхностной-тактильной чувствительности. Такое воздействие тяжелых, но мягких и безопасных объектов хорошо принимается детьми, вызывает явное удовольствие (отвечает их потребности). Еще лучше эффект, когда родитель воздействует на ребенка собственной живой тяжестью, подвергает его крепким объятиям (важно и прикосновение и телесное давление). Дополнительный эффект такой тренировки – улучшение эмоционального контакта родителя с ребенком.

Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве, преодоление страхов, отработка переживаний, пережитых в процессе биологического рождения).

Бросание мячей, тренировка ударов в игрушечную боксерскую грушу и т.п. (зрительно-моторная и тактильная координация), нормализация мышечного тонуса.

Задания с предметами с разнообразной - шероховатой, структурной поверхностью (ощупывание, узнавание на ощупь ...), манипуляция с упругими объектами, разминание и мн. др.

Все такие задания направлены на «включение», спящего или пассивного сенсорного аппарата ребенка, тренировку взаимодействия сенсорных систем. Облегчив ориентацию в собственном теле, освободить внимание ребенка для восприятия окружающего, создать предпосылки для коммуникации.

Метод показан детям дошкольного и младшего школьного возраста. Наш собственный опыт показывает высокую эффективность данного метода в коррекции даже тяжелых нарушений у детей (таких, как задержки психоречевого развития, гиперактивность с дефицитом внимания, различные расстройства аутистического спектра, моторные нарушения и др.)

Записаться на занятия по сенсорной интеграции в Новосибирске можно по телефону 291-80-10

Бесплатная консультация
Оставьте ваши контактные данные, мы перезвоним вам.

Сертификаты нашего центра

Возврат к списку