детский психолог Зейналова Е. П.
Консультация детского психолога
Образование высшее, («педагог-психолог»). Имеет многолетний стаж работы - педагог по физической культуре и спорту, последние 12 лет - психолог.

Вопрос. Моему ребёнку семь с половиной лет. Он пошёл в первый класс, на наш взгляд, достаточно подготовленным - читал по слогам, считал до пятнадцати. Но примерно со второй четверти начались наши мучения! Он стал категорически отказываться делать уроки, закатывает истерики, стал плаксивым, на уроках часто не пишет, просто сидит или мешает всем, болтает. Учительница предъявляет нам претензии и говорит, что “надо что-то с ним делать”, а я не знаю, что. Мы с мужем в отчаянии! Пытались наказывать - но только стало ещё хуже, один раз сказал нам, что уйдёт из дому. Что с ним делать?

Ответ. Многие дети ( считается около 30%) страдают так называемой школьной дизадаптацией, т.е.они не могут соответствовать общепринятому представлению о роли ученика, демонстрируют незрелость, преобладание игровых интересов, невнимательность и отвлекаемость на уроках, конфликтность с окружающими, отсутствие ответственности и школьной мотивации. Часто такие дети не усваивают программный материал, хотя имеют неплохие способности, и их интеллект находится в пределах возрастной нормы. Причины таких проблем могут быть как изолированными ( например, дислексия и дисграфия - нарушения формирования навыков чтения и письма), так и более сложными, сочетанными. Задержка речевого развития в прошлом, поведенческие и эмоциональные нарушения, своеобразие коммуникации и астеническое состояние, моторные нарушения, гиперактивность и др. - все это может привести к серьезным школьным трудностям, и как результат - негативному отношению к обучению, развитию школьного невроза, детской депрессии.

При консультации ребёнка, имеющего школьные трудности, необходимо выявить “первичное звено”, то есть основную причину неуспеваемости. Простые, последовательные тесты и методы (слуховое и зрительное восприятие и память, уровень внимания, моторика, навыки чтения, письма, счета, речевой запас, пересказ простых рассказов и т.д.), а также оценка эмоционального состояния ребёнка и поведенческих особенностей, позволяют совместно с родителями составить программу реабилитации, которая иногда может включать также мягкую медикаментозную и аппаратную терапию. Желательно, чтобы школьный учитель был по возможности осведомлён о предстоящей работе с ребёнком и получил конкретные рекомендации. При своевременной помощи, поддержке семьи и учителя можно постепенно вернуть ребёнку позитивное отношение к обучению. Необходимо включение всей семьи ребёнка в терапевтический процесс.

Вопрос. Мой пятилетний ребёнок боится оставаться в темной комнате и не хочет спать один при выключенном свете. Как приучить его не бояться темноты?

Ответ. Если ребёнок развит соответственно своим пяти годам и не имеет других психологических проблем - страх темноты можно назвать в этом возрасте нормальным. Современные дети боятся монстров, приведений, вампиров, и нам невозможно заблокировать тот мощный информационный поток, который обрушивается на них с гаджетов и телевизионных экранов. Есть простой и эффективный способ устранить конкретные страхи ребёнка. Это делается в игре, совместно с ребёнком, могут принять участие взрослые члены семьи, старшие братья и сестры. Сначала взрослый с помощью ребёнка рисует несколько масок с персонажами, которые вызывают страх, вечером, при выключенном (или приглушенном) свете ребёнок надевает выбранную им самим маску и “пугает” остальных, находящихся в комнате, которые должны очень эмоционально изображать, как они “боятся” (убегать, кричать). Достаточно несколько таких импровизированных спектаклей - и страх ребёнка улетучится. Главное - ребёнок должен быть столько в роли пугающего его персонажа, пока он не “насытится” этой ролью, только он сам может позволить другому надеть маску, обычно это означает исчезновение страха.